Школьники в Образовательном центре «Сириус» создали действующую модель беспилотного буксира для работы в портах и представили ее на фестивале проектов научно-технологической программы «Большие вызовы». Разработка велась в направлении «Освоение Арктики и Мирового океана».

Школьники в Образовательном центре «Сириус» создали действующую модель беспилотного буксира для работы в портах и представили ее на фестивале проектов научно-технологической программы «Большие вызовы». Разработка велась в направлении «Освоение Арктики и Мирового океана».

Буксиры помогают судам маневрировать на сложных участках движения в акватории порта начиная от входа судна в ворота порта до стоянки у причала, и далее до выхода судна из порта. Работа в море в стесненных условиях плавания и сложных погодных условиях нередко приводит к человеческим ошибкам, потерям грузов и даже человеческим жертвам. При использовании же буксиров нового класса для маневрирования потребуется значительно меньше времени и места, поэтому такой тип судна считается более надежным и безопасным. Автономные буксиры помогут повысить грузопоток в портах России. Как следствие, продукты в магазинах могут стать дешевле.

«В лабораториях университета имени адмирала Ушакова мы разрабатываем те технические и технологические решения задач безэкипажного судовождения в современном порту. Одно из таких решений – буксиры-автоматы. Группа буксиров работает в автономном режиме с использованием жесткой сцепки, а не канатов и тросов, как сейчас. Судоводитель сможет управлять группой пришвартованных к судну буксиров, как единым подруливающим устройством грузового судна. Маневренность самих буксиров обеспечит применение азимутальных винторулевых колонок», – рассказал руководитель проекта, научный сотрудник Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Савелий Стуконог.

Детали действующей модели пропульсивного комплекса буксира-автомата: корпус, движитель, винторулевые колонки и палубы – ребята напечатали на 3D-принтере. Система управления движением модели буксира работает на основе электронной платы с датчиками, шаговых двигателей и одноплатного микрокомпьютера, подключенного к WiFi.

«Здесь мы собрали только модель, но на ее основе планируется постройка реальных буксиров», – объяснил десятиклассник из Нижнего Новгорода Александр Осокин. В проекте Александр выполняет функции инженера-механика и аналитика, то есть собирает детали буксира и изучает принцип его работы.

Действующую модель, цифровую 3D-модель и свои проектные решения по созданию буксира-автомата школьники представили на фестивале проектов научно-технологической программы «Большие вызовы».